Дневник студента MBA: хорошие и плохие времена

Рассказывает Майанк Шарма (MayankSharma), студент бизнес-школыIESEв Испании.

Во время последнего занятия на первом году обучения профессор по предпринимательству попросил нас описать, чего мы достигнем через пять лет. Задание явно не тянет на подвиг Геракла: постановка кратко- и долгосрочных целей входит в любую заявку в бизнес-школу. Но в условиях глобального кризиса это было весьма отрезвляюще.

Студенты часто задумываются, насколько мудрым было их решение покинуть корпоративный мир и поступить на дорогую программу МВА. Еще недавно кампусы давали огромное количество возможностей для развития в соответствии со своими интересами. У большинства студентов был огромный выбор в отношении карьеры. Обычно они шли в финансовые фирмы или консалтинговые компании в сфере менеджмента, а уже потом задумывались о долгосрочных целях. Теперь такого нет. Трудоустройство в обоих секторах резко сократилось, однако, именно в такое время понимаешь ценность степени МВА. В бизнес-школе вы не только ищете работу, но и занимаетесь самопознанием и развиваете характер.

Good times, bad times...

Когда студенты MBA не могут устроиться на работу мечты, они начинают анализировать свои сильные стороны, ценности, ставят более достижимые цели. И, в итоге, туманное будущее начинает проясняться. Мой одногруппник, пройдя через несколько разочарований, в течение двух семестров переосмысливал свой карьерный путь. Определив, что ему подходит сфера здравоохранения, он меньше чем за месяц нашел стажировку в ведущей компании в этой области.

Из-за экономической нестабильности в Европе студенты ищут возможности за рубежом. Китай, Африка и Бразилия стали популярными направлениями, и студенты МВА учат языки, чтобы повысить конкурентоспособность. Многие выходят за рамки коммерческого сектора. Некоторые мои коллеги прошли стажировки в некоммерческих организациях и так заинтересовались ими, что устраиваются туда на полную ставку.

Еще одной реакцией на спад стал всплеск интереса к предпринимательству. 21 студент из последнего выпуска IESE — 7% — уже запустил или находится в процессе запуска своих компаний. Одна из них, Ofertia.com, стала самым популярным приложением для айфона в Испании всего через месяц после старта, и является прекрасным примером того, как старт-ап может получить выгоду от экономического упадка.

В этом году Клуб предпринимательства в IESE организовал мероприятие, в котором приняли участие около 20 старт-апов, расположенных в Барселоне. Это было познавательно. Я и не подозревал, какая в городе активная предпринимательская экосистема. Я устроился на стажировку в рекламную платформу Speeb. Это замечательный опыт, и я наслаждаюсь каждой минутой.

Сама школа учится на кризисе. Она ввела курс «Лидирующие организации», во время которого мы рассматриваем экономические и этические проблемы, чтобы улучшить навыки принятия решений. Другой курс, «Остановись и подумай», посвящен таким вопросам