Интервью на программу MBA: по другую сторону баррикад

Рикардо Тавейра (Ricardo Taveira), студент MBA в Chicago Booth School of Business, задается вопросом, зачем бизнес-школы проводят интервью с кандидатами.

«Единственное, что измеряет вступительное интервью — это ваше умение успешно проходить вступительные интервью», — заявил профессор Талер (Thaler) и в лучших традициях Chicago продемонстрировал статистику, подтверждающую его слова. Большинство исследований, включая мета-анализ 1984 года, показали, что интервью в значительно меньшей степени способны предсказать будущие показатели студента в учебе и работе. Так зачем упорствовать в проведении вступительных интервью в качестве последнего препятствия для кандидатов, пытающихся поступить в ту школу, чьи исследования показывают бесполезность такого рода мероприятий?

Вступительное интервьюЯ запомнил слова профессора, хотя вскоре мне пришлось стать, в каком-то смысле, частью проблемы. Меня попросили помочь в процессе рассмотрения заявок в новый набор Booth, читать эссе и проводить интервью. На интервью мы должны были искать то, что совсем не просто подсчитать, а именно «соответствие». Интервью используется в каждой школе, хотя и с небольшими отличиями: в Harvard и MIT собеседование проводят только члены приемной комиссии, Wharton с этого года ввела «групповые интервью», а в Kellogg этот этап проходят почти все кандидаты. Разумеется, эти отличия показывают, что школы понимают сложности процесса, а не демонстрируют полнейшую бесполезность вступительных собеседований.

Но даже если принять тот факт, что интервью определяют только способность проходить интервью, что плохого в том, чтобы отбирать людей по этому критерию? Учитывая важность трудоустройства для всего опыта MBA, имеет смысл зачислять тех, кто позже будет блистать на собеседованиях на работу. Многие, если не все, студенты MBA поступают в бизнес-школы именно благодаря карьерным возможностям. А люди, которые успешно проходят интервью, имеют больше шансов найти хорошую работу с высокой зарплатой. И многие рейтинги бизнес-школ используют те же критерии.

Возможно, школа, которая использует интервью, исходя из этой аргументации, действительно займет высокое место в рейтинге, тем не менее, я нервно вздрагиваю, когда задумываюсь о культуре и этической составляющей набора. Я бы не хотел учиться в подобном заведении.

Для меня то, что большинство школ в процессе рассмотрения заявки старается уравновесить количественные показатели с качественными — что дает место предубеждениям и возможной несправедливости — не так уж и плохо. Говорить, что к интервью на программу MBA следует относиться как к потенциальному собеседованию на работу равносильно заявлению, что школы — это не более, чем кадровые агентства. Отбор кандидатов должен проходить не только на основе прогнозирования показателей в учебе и на работе.

Некоторые интервью с кандидатами в Booth напомнили мне о том, что я сильнее всего ценю в своих сокурсниках: способность ставить под сомнение чьи-то убеждения, при этом не противопоставляя себя этому человеку. Моменты, когда я узнавал в кандидате черты, которые являются уникальными для нашей школы, но распространены среди ее студентов, были для меня лучшими. Многим сегодняшним кандидатам кажется справедливым поместить в основу процесса рассмотрения заявок цифры, но это будет нечестно по отношению к тысячам выпускников, долгие годы формировавшим культуру школы.

При этом критика интервью как части процесса поступления вполне обоснована. Возможно, выходить за пределы статистики в поисках «соответствия» — это бесполезная затея, которая не увеличивает ценности степени МВА. Но, по аналогии с бейсболом, я могу сказать об отношениях между студентом и Chicago следующее: «Пока ты бьешь по мячу, школа тебя прикрывает».

Возможно, в поиске «соответствия» мы стараемся измерить то, что измерению не поддается, но лучше я буду частью сообщества, которое общими усилиями пытается и терпит поражение, чем массы, которая вовсе не делает попыток.

Источник: Economist.com

Полезные ссылкиПолезные ссылки:

Подготовка к интервью в бизнес-школе

Создание собственного бренда

Помощь в написании эссе в бизнес-школу