Интервью с выпускником: «Я гораздо сильнее, чем могла предположить»

На вопросы агентства «Кампус» отвечает Анастасия Модестова, выпускница билингвальной программы MBAв HEC Montreal.

Расскажите немного о себе. Где вы родились, что окончили, почему решили получать степень МВА?

Анастасия Модестова

Родилась во Владимире, в 1994 с отличием окончила факультет иностранных языков (франко-немецкое отделение) Владимирского университета.Работала в журналистике (с 15 лет была автором и ведущей радио-программ на областном радио), маркетинге и PR. Постоянно занималась самообразованием, читала специализированные книги и журналыпо маркетингу, PR, управлению проектами. Дополнительно вела бизнес-семинары. Жила и работала во Владимире, Москве, Польше и Франции.

Моя карьера в России прекрасно развивалась без MBA. Вряд ли такая программа могла всерьез повлиять на уровень зарплаты, ибо она всегда (с 24 лет) была высокой, или на качество жизни.

Все изменилось, когда я вышла замуж и переехала к мужу в Ванкувер.Сначала я была счастлива не работать, через полтора года, однако, я в полной мере насладилась свободным временем и решила двигаться дальше.В Канаде российские дипломы не котируются, российский опыт работы никого не впечатляет. MBA я рассматривала в качестве скоростного социального лифта.

Почему вы выбрали HEC Montreal? Чем эта программа отличается от других?

Во-первых, я хотела учиться на двуязычной программе (французский плюс английский). Впрочем, в HEC Montreal можно учиться исключительно на английском. Во-вторых, мне понравилась опция получить MBA за один год. В-третьих, мой знакомый закончил MBA HEC Montreal и очень рекомендовал именно эту программу. В результате, я даже не стала подавать документы в другие школы.

Программы отличаются студентами и преподавателями. Мне было важно учиться с людьми со всего мира. HEC Montreal формирует многонациональную студенческую когорту. У меня теперь есть одногруппники в Канаде, США, Индии, Китае, Бразилии, Румынии, Бельгии, Тунисе, Алжире, Пакистане, Франции и многих других странах.

Я не знаю, существует ли у других бизнес-школ традиция Campus Abroadтри недели, в течение которых студент может поехать в одну из предложенных стран с тем, чтобы встречаться с представителями локального бизнеса, изучать особенности ведения дел в другой стране. В прошлом году можно было выбрать трехнедельную программу в России или Индии. Также была возможность путешествовать по Канаде по специальной программе для тех, кто интересовался энергетикой.

Тем, кто предпочел не покидать на 3 недели стен школы, было предложено несколько курсов на выбор, либо сертификация SAP.

Вы помните, каково было поступать в бизнес-школу?

До поступления мой английский был на низком уровне. Конечно, я без проблем могла поговорить на бытовые темы, свободно читала художественную литературу, но откровенно плохо понимала быструю речь и с трудом формулировала комплексные идеи на английском.

Кроме того, к точным наукам я отношусь прохладно, посему математику мне пришлось вспоминать практически с нуля, параллельно изучая статистику.

На подготовку ушло 4 месяца. Я ежедневно занималась английским и подготовкой к сдаче GMAT. Прорешала 6 учебниковот официального пособия до пособий Каплана и Манхэттена. Прошла 12 тестов (прилагались к книгам и те, что нашла в Интернете). Сдала GMAT с первого раза, приняли в школу в первой «волне».

По вашему мнению, на что следует обращать внимание в заявке и на интервью?

Раскройте вашу индивидуальность, покажите, как реагировали в сложных ситуациях. Докажите, что вы четко знаете, зачем идете в школу. Не копируйте эссе других людей. И сто раз проверьте на наличие ошибок.

На интервьюне стесняйтесь, продавайте себя. На вопрос: «А вы уверены, что…»,не мешкая, отвечайте: «Абсолютно!»

Как вы себя чувствовали, когда программа только стартовала? Не было желания все бросить?

Желания бросить программу никогда не возникало. Было трудно, сдавали по пять экзаменов каждые 6 недель, никаких выходных, ноль свободного времени. В группе я была единственной, для кого французский не был родным языком.

Я помню, что мир как будто выключился, в течение 3 первых месяцев в голове стоял какой-то белый шум. Однажды, сидя в библиотеке, я увидела, что по странице растекается красная капля крови. Реально ни на что не было сил. Эмоционально я не существовала, не чувствовала ни радости, ни боли ни страха. Я превратилась в робота, который выполняет последовательность операций. Мне однокурсники (мужчины) признавались, что плакали вначале. Я не плакала ни разу, я просто отключилась. Я пачками пила витамины, чтобы держаться. Знаете, когда очень хочется спать в 11 вечера, ибо весь день учишься нон-стоп, а перед тобойпачка листовстраниц 100, которые нужно прочитать и усвоить еще сегодня, начинаешь очень ценить каждую минуту. Прокрастинация вылечивается мгновенно.

Впрочем, я думаю, что мое восприятие сложности и от возраста зависит. В 39 сложнее переносишь перегрузки чем в 30 лет.

Постепенно адаптируешься, а после недельных каникул в декабре, учишься ставить приоритетыне читать все, что требуется, учить материал выборочно, сознательно идти на более низкий результат по не интересующим тебя предметам для того, чтобы урвать пару часов сна.

Как на кампусе решается вопрос проживания? Вы жили в общежитии?

У школы есть специальные общежития, проживание по 2 человека в комнате.Я жила в съемной квартире.

Как выпроводили свободное время? Какие внеклассные мероприятия проводятся на кампусе?

Свободного времени у меня не было. А на кампусе еженедельно праздники устраиваются. Я только в конце программы на них ходила и делала фото и видео. Можете посмотреть на моем канале на YouTube downshifter1.

Как школа относится к студентам, получившим первую степень (или опыт работы) в нестандартной области? Каков уровень разнообразия в наборе?

Разнообразие опыта и его нестандартность горячо приветствуется. Школа сознательно подбирает разных студентов. Это существенно развивает навыки межличностного общения.

Расскажите о лучшем дне в школе.

Лучший день — отчетная презентация по консалтинговому проекту в National Film Board of Canada (Национальный Комитет по кинематографии). В 8 периоде команды выполняют реальный консалтинговый проект. При этом школа за этот проект получает около 7 тысяч долларов. В общем, мы прекрасно справились с задачей. Нам аплодировали.

Какой главный урок вы усвоили в бизнес-школе?

1. Нет ничего невозможного. Ягораздо сильнее, чем могла предположить.

2. Командамощная сила. Я об этом знала, конечно, но MBA серьезно усилило эту мою убежденность.

3. Не стоит оценивать людей по своей шкале ценностей. Всегда интересно понять логику другого человека. Минимизировав проявления собственного эго и демонстративности, ты даешь возможность раскрыться другому. От этого, оказывается, можно получать удовольствие.

Список можно продолжать ☺

И напоследок — что вы можете посоветовать кандидату из России?

1.Организуйте свою жизнь до начала программы (проживание, бумаги).

2.Почитайте заранее учебники по областям, в которых вы не очень сильны. Делайте схемы, можете воспользоваться методикой Mind Mapping.

3. Не пытайтесь сделать все во время программы. Жизнь и отношения с близкими важнее дипломов

Успехов!

Полезные ссылкиПолезные ссылки:

Консультация по выбору школы

Помощь в написании эссе в бизнес-школу

Помощь в заполнении Application Form