Надо ли бизнес-школам создавать отраслевые программы бизнес-образования?

17-18 ноября 2014 года в Московской школе управления СКОЛКОВО состоялась I Международная конференция «Образование для бизнеса в эпоху эволюционных перемен» (1st International Conference «Education for Business in the Era of Evolutionary Changes»).

Одна из задач конференции состояла в обсуждении темы формирования общественного запроса на содержание программ дополнительного профессионального образования России.

КонференцияНа конференции, в ходе дискуссий, была вновь обозначена структурная проблема российской экономики — нехватка высококвалифицированных кадров всех уровней. О существующей проблеме нехватки управленцев свидетельствуют многочисленные исследования как федерального, так и регионального масштаба.

Проблему создания и реализации практико-ориентированных, в том числе, отраслевых программ, затронули и в рамках проведения круглого на тему: «Как создать программу MBA, ориентированную на потребителя?».

По мнению Юлии Зыковой, организатора конференции и основателя проекта «Мир MBA», у российской экономики есть свои специфические особенности. Главным образом они связаны с производством и развитием технологий, со слабой проработкой бизнес-процессов. Во-вторую очередь — с огромной территорией страны и неравномерным распределением трудовых ресурсов. В-третьих, с кризисной экономической ситуацией в 65-70% российских регионов, в условиях которой маловероятно привлечение инвестиций в отрасли для модернизации и обновления основных производственных фондов. В-четвертых, специфика частично объясняется становлением российской экономики после отказа от планово-экономической модели и перехода к рынку. С учетом этих особенностей, целесообразно обучать менеджеров с учетом отраслевой специфики, т.е. создавать отраслевые программы бизнес-образования. Такие программы могли бы включать стажировки на отдельных предприятиях отрасли, вовлечение специалистов, изучение зарубежного опыта отраслевого развития и т.д. Речь вполне может идти и о создании совместных программ при условии мотивации к взаимодействию у бизнеса. Вероятно, это позволит бизнес-школам стать ближе к реальному сектору экономики.

В этой связи актуальным было выступление Заместителя директора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елены Наумовны Косаревой об опыте Факультета экономики недвижимости, реализующего программу МВА «Управление недвижимостью». Елена Наумовна рассказала, как для программы MBA, совместно со службами управления персоналом ведущих девелоперских компаний на отечественном рынке недвижимости, таких как «Капитал Групп», «ДОНСТРОЙ», ГК «АБСОЛЮТ», была разработана матрица компетенций для подготовки специалистов разного уровня для эти