Надо ли бизнес-школам создавать отраслевые программы бизнес-образования?

17-18 ноября 2014 года в Московской школе управления СКОЛКОВО состоялась I Международная конференция «Образование для бизнеса в эпоху эволюционных перемен» (1st International Conference «Education for Business in the Era of Evolutionary Changes»).

Одна из задач конференции состояла в обсуждении темы формирования общественного запроса на содержание программ дополнительного профессионального образования России.

КонференцияНа конференции, в ходе дискуссий, была вновь обозначена структурная проблема российской экономики — нехватка высококвалифицированных кадров всех уровней. О существующей проблеме нехватки управленцев свидетельствуют многочисленные исследования как федерального, так и регионального масштаба.

Проблему создания и реализации практико-ориентированных, в том числе, отраслевых программ, затронули и в рамках проведения круглого на тему: «Как создать программу MBA, ориентированную на потребителя?».

По мнению Юлии Зыковой, организатора конференции и основателя проекта «Мир MBA», у российской экономики есть свои специфические особенности. Главным образом они связаны с производством и развитием технологий, со слабой проработкой бизнес-процессов. Во-вторую очередь — с огромной территорией страны и неравномерным распределением трудовых ресурсов. В-третьих, с кризисной экономической ситуацией в 65-70% российских регионов, в условиях которой маловероятно привлечение инвестиций в отрасли для модернизации и обновления основных производственных фондов. В-четвертых, специфика частично объясняется становлением российской экономики после отказа от планово-экономической модели и перехода к рынку. С учетом этих особенностей, целесообразно обучать менеджеров с учетом отраслевой специфики, т.е. создавать отраслевые программы бизнес-образования. Такие программы могли бы включать стажировки на отдельных предприятиях отрасли, вовлечение специалистов, изучение зарубежного опыта отраслевого развития и т.д. Речь вполне может идти и о создании совместных программ при условии мотивации к взаимодействию у бизнеса. Вероятно, это позволит бизнес-школам стать ближе к реальному сектору экономики.

В этой связи актуальным было выступление Заместителя директора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елены Наумовны Косаревой об опыте Фак