Надо ли бизнес-школам создавать отраслевые программы бизнес-образования?

17-18 ноября 2014 года в Московской школе управления СКОЛКОВО состоялась I Международная конференция «Образование для бизнеса в эпоху эволюционных перемен» (1st International Conference «Education for Business in the Era of Evolutionary Changes»).

Одна из задач конференции состояла в обсуждении темы формирования общественного запроса на содержание программ дополнительного профессионального образования России.

КонференцияНа конференции, в ходе дискуссий, была вновь обозначена структурная проблема российской экономики — нехватка высококвалифицированных кадров всех уровней. О существующей проблеме нехватки управленцев свидетельствуют многочисленные исследования как федерального, так и регионального масштаба.

Проблему создания и реализации практико-ориентированных, в том числе, отраслевых программ, затронули и в рамках проведения круглого на тему: «Как создать программу MBA, ориентированную на потребителя?».

По мнению Юлии Зыковой, организатора конференции и основателя проекта «Мир MBA», у российской экономики есть свои специфические особенности. Главным образом они связаны с производством и развитием технологий, со слабой проработкой бизнес-процессов. Во-вторую очередь — с огромной территорией страны и неравномерным распределением трудовых ресурсов. В-третьих, с кризисной экономической ситуацией в 65-70% российских регионов, в условиях которой маловероятно привлечение инвестиций в отрасли для модернизации и обновления основных производственных фондов. В-четвертых, специфика частично объясняется становлением российской экономики после отказа от планово-экономической модели и перехода к рынку. С учетом этих особенностей, целесообразно обучать менеджеров с учетом отраслевой специфики, т.е. создавать отраслевые программы бизнес-образования. Такие программы могли бы включать стажировки на отдельных предприятиях отрасли, вовлечение специалистов, изучение зарубежного опыта отраслевого развития и т.д. Речь вполне может идти и о создании совместных программ при условии мотивации к взаимодействию у бизнеса. Вероятно, это позволит бизнес-школам стать ближе к реальному сектору экономики.

В этой связи актуальным было выступление Заместителя директора Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елены Наумовны Косаревой об опыте Факультета экономики недвижимости, реализующего программу МВА «Управление недвижимостью». Елена Наумовна рассказала, как для программы MBA, совместно со службами управления персоналом ведущих девелоперских компаний на отечественном рынке недвижимости, таких как «Капитал Групп», «ДОНСТРОЙ», ГК «АБСОЛЮТ», была разработана матрица компетенций для подготовки специалистов разного уровня для этих компаний.

С другой стороны, во всем мире программы бизнес-образования направлены на подготовку универсальных менеджеров, так как для управления любой компанией нужны одни и те же общеменеджерские навыки.

Как считает Елена Игоревна Переверзева, Декан Московской международной высшей школы бизнеса (МИРБИС), в ближайшие 10-15 лет основными трендами, специфическими для внесистемного образования взрослых, станут запросы на универсальные компетенции со стороны рынка труда; рост практико-ориентированности; повышение роли профессиональных сообществ в заказе на образование и образовательном процессе.

По мнению Орлина Ефремова, Председателя Комитета по малому и среднему бизнесу Ассоциации Европейского бизнеса, бизнес-школы должны делать главный акцент на преподавание навыков межличностного общения (soft skills) с целью формирования важных составляющих современного лидерства в ипостасях: «лидер как коуч», «лидер как эталон корпоративной культуры» и «лидер как переговорщик с заинтересованными лицами компании».

По мнению Елены Бондаренко, Директора программы «Практикум для директоров» Московской школы управления СКОЛКОВО, успешным директорам необходимо уметь использовать четыре группы навыков: навыки операционного управления, навыки бизнес-проектирования, навыки работы с собой и навыки коммуникации.

Таким образом, в рамках реализации программ бизнес-образования возникает дилемма между универсальными и специальными знаниями. Возможно, проблему подготовки высококвалифицированных кадров следует рассматривать не только через призму подготовки лидеров или формирования других универсальных навыков менеджера, а в контексте необходимости подготовки ключевых сотрудников для отраслей промышленности? Но на этот вопрос однозначного ответа пока нет.

Партнером конференции выступила Московская школа управления СКОЛКОВО.

Официальным спонсором мероприятия стал АО КБ «РосинтерБанк».

Сайт конференции: www.mir-mba.org.

Будем читать дальше?

London School of Business and Finance: программы в...

London School of Business and Finance (LSBF) — всемирно известная бизнес-школа с...кампусами в Лондоне, Бирмингеме, Манчестере, Торонто и Сингапуре.

Четыре вопроса, которые вы должны задать себе пере...

Кандидат MBA окажется в выигрышном положении, если перед...составлением заявки выделит время и тщательно обдумает путь, которым собирается...идти.

Высшее образование в США

Осталось 2 месяца до закрытия осеннего набора студентов на...программы МВА и бакалавриата в Concordia University Chicago.

Летняя бизнес-школа LSBF

LSBF Summer Business School — это интенсивная бизнес-программа для...студентов бакалавриата со всего мира, которая поможет участникам обрести новые...деловые навыки и знания в контексте мировой бизнес-арены.

Почему резюме должно сочетаться со вступительными ...

Нередко кандидатам на MBA и другие послевузовские программы...необходимо отправить резюме вместе спакетом документов. Это обязательное...требование во многих школах, а некоторые из них, например, Columbia Business School, даже...предлагают определенный формат. Резюме не только создает фон для остальных ваших...материалов, но и помогает приемной комиссии сориентироваться во время чтения...эссе.