Является ли общественная аккредитация гарантией качества программ бизнес-образования?

17-18 ноября 2014 года в Московской школе управления СКОЛКОВО состоялась I Международная конференция «Образование для бизнеса в эпоху эволюционных перемен» (1st International Conference «Education for Business in the Era of Evolutionary Changes»).

Цель конференции состояла в том, чтобы обсудить вопросы повышения качества делового образования и проблему формирования общественного запроса на содержание программ дополнительного профессионального образования России.

Конференция Оказавшись в условиях саморегулирования и развиваясь в ситуации экономической нестабильности, рынок бизнес-образования столкнулся с проблемой определения и оценки критериев качества учебных программ. Во всем мире стандарты качества программ дополнительного образования создают международные аккредитующие организации: AACSB, EFMD и АМВА — они же оценивают соответствие тех или иных программ принятым стандартам.

Преимущества и проблемы проведения общественной аккредитации дополнительного профессионального образования обсудили на конференции.

Маргарита Анатольевна Ратникова, Директор Международного Союза экономистов (МСЭ), член Президиума Вольного экономического общества России, рассказала об опыте проведения ВЭО России общественной аккредитации образовательных организаций, профильных кафедр, образовательных программ по направлениям экономика и менеджмент. По словам Маргариты Анатольевны, оценка качества включает в себя всесторонний академический анализ, анализ мнений работодателей по поводу востребованных на рынке труда практических навыков, а также видение потребителей образовательных услуг в лице специалистов, студентов о необходимых им компетенциях. В качестве результата рассматриваются комплекс рекомендаций по развитию практико-ориентированных программ подготовки специалистов, согласованных с профильными сегментами рынка труда; обобщение передового опыта обучения по специальностям; система предложений по совершенствованию деятельности образовательной организации с учетом требований современной экономики и рынка труда. Все это, несомненно, обеспечивает качественно новый уровень подготовки специалистов.

Лариса Васильевна Карташова, Декан Плехановской школы бизнеса Integral рассказала, что при оценке качества программ дополнительного и бизнес-образования, не отвергая международные и национальные рейтинги, в РЭУ им. Г.В. Плеханова ориентируются на признанные во всем мире стандарты качества, и придают первоочередное значение общественной аккредитации. С точки зрения ориентации российского бизнес-образования на международные критерии оценки качества, особая роль принадлежит международной Ассоциации МВА (АМВА), которая специализируется преимущественно на дополнительном образовании, прежде всего, на аккредитации МВА, DBA и магистерских программ в области бизнеса и менеджмента. Число аккредитованных АМВА программ МВА составляет не более 2% от всех программ МВА, реализуемых по всему миру. По мнению Ларисы Васильевны, в России самой признаваемой национальной общественной аккредитацией программ МВА является аккредитация НАСДОБР — Национального совета по оценке качества делового образования. Она учитывает международные подходы и особенности их реализации в российских условиях.

Акперов Имран Гурруевич, Ректор НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права», Президент Ассоциации негосударственных вузов Юга России, предложил рассматривать общественную аккредитацию бизнес-образования в качестве индикатора развития региональной экономики. По мнению г-на Акперова, уровень развития бизнес-школы необходимо оценивать не только по наличию в линейке программ МВА/DBA, но и по ее включенности в региональные процессы и возможности быстрого вывода на рынок актуального продукта. Региональные задачи общественной аккредитации состоят в том, чтобы сформировать новые подходы к аккредитации программ на основе системы оценки мобильности бизнес-школ и их вовлеченности в региональные процессы. Для вовлеченности же в региональные процессы бизнес-школам необходимо реализовывать отраслевые программы бизнес-образования и создавать альянсы с предприятиями и корпоративными университетами для разработки актуальных образовательных продуктов.

По мнению Кэтлин Мари Забелиной, Директора Бизнес-школы МФЮА, процедура прохождения университета через соответствующие аккредитационные процессы стоит довольно дорого, как в российских организациях, так и зарубежных аккредитационных агентствах. Единовременный платеж одной аккредитационной организации может составлять от 300 тыс. руб. до 1,2 млн. руб. в соответствии с сегодняшними валютными курсами. Данные затраты бизнес-школам необходимо каким-то образом компенсировать, что зачастую трансформируется в более высокую стоимость обучения для студентов. По мнению г-жи Забелиной, независимые рейтинги, по сравнению с дополнительными аккредитациями, могут сыграть более значимую роль в оценке потребителями качества, сильных и слабых сторон различных провайдеров бизнес-образования на российском рынке.

Тем не менее, большинство участников высказались за необходимость независимой оценки программ дополнительного и бизнес-образования с привлечением экспертов из образовательной сферы и от бизнеса. Фактически, общественная аккредитация, вне пределов государственного регулирования рынка бизнес-образования, является одной из главных гарантий качества реализуемых бизнес-школами программ бизнес-образования.

Партнером конференции выступила Московская школа управления СКОЛКОВО.

Официальным спонсором мероприятия стал АО КБ «РосинтерБанк».

Сайт конференции: www.mir-mba.org.