Личный бренд

Что такое личный бренд?

За последние 50 лет конкурс на поступление в лучшие университеты мира увеличился на несколько порядков. Если в 1960е для поступления в Гарвард достаточно было просто уметь читать, то сейчас GPA 5.00 из 5 и высочайшие баллы по стандартизированным тестам не гарантируют ни стипендии, ни офера.

Теперь поступление в топовые университеты требует соблюдения баланса между точным соответствием официальным критериям зачисления и яркой демонстрацией своей индивидуальности приёмной комиссии — через грамотно выстроенный личный бренд.
Именно сильный личный бренд может "заработать" вам письмо о зачислении и крупную стипендию даже в отсутствие идеальных оценок и громких имён в резюме.
Так что это такое? В контексте поступления в университет личный бренд — это связная и запоминающаяся история, демонстрирующая ваши академические и профессиональные интересы, предыдущие достижения и личные качества.

Из этого определения следуют три отличительные характеристики правильно выстроенного личного бренда:

  1. Уникальность

Ежегодно сотни тысяч поступающих присылают свои заявки в приёмные комиссии. У большей части из них всё прекрасно с оценками, учебными курсами и стажировками. Так как отделить по-настоящему блестящих кандидатов от среднестатистических претендентов?

Одна из важнейших задач приемной комиссии состоит в том, чтобы собрать как можно более разноплановый и многогранный класс, поскольку именно сочетание уникальных опытов студентов позволит им извлечь наибольшую пользу из программы. Вот что пишет Гарвардский университет у себя на сайте: "Наши студенты представляют все пятьдесят штатов и более 100 стран. Когда они приходят в Гарвард, они приносят свой талант, любопытство и интеллект. Они также приносят свой взгляд на мир — понимание, которое глубоко связано с их культурой, происхождением и опытом. В результате образуется разнообразное, открытое сообщество, где диалог и дебаты не просто приветствуются — они неизбежны".

Главной ошибкой многих поступающих станет попытка написать в заявке то, что, по их мнению, от них хотят услышать, пытаясь подогнать себя под образ идеального кандидата. Не делайте так, оставьте свой голос слышимым.

2. Целостность

История, которую поступающий рассказывает приёмной комиссии, должна быть именно историей, а не хаотическим набором фактов. Каждый элемент вашего личного бренда должен быть строго выверен и дополнять остальные части, создавая полную и логически последовательную картину.

Одной из крайне распространённых ошибок абитуриентов, которые услышали о важности дополнительных активностей в заявке является резкое и часто бездумное наращивание этих самых активностей из самых разных сфер непосредственно перед подачей документов в учебное заведение по принципу "лишь бы было". Увы, рандомный список волонтёрских проектов, конференций и учебных курсов точно не произведёт положительного впечатления на университет, поэтому такая бурная деятельность только отвлечёт ваши силы и займёт время зря.

3. Осмысленность

Университету важно увидеть, что поступающий точно представляет, каким образом программа, куда он подаёт заявку, поможет ему в достижении его целей. Для этого необходимо, во-первых, показать эти цели: краткосрочные (сразу после получения диплома) и долгосрочные (через несколько лет или даже десятилетий): где и в каком качестве будущий выпускник собирается работать и чем именно заниматься. Во-вторых, очень важно убедить приёмную комиссию, что подход к решению задач, ценности и общее мировоззрение университета и абитуриента совпадают. Стать успешным управленцем можно по-разному: какие-то университеты считают, что ключ к этому лежит в собственной экспертизе, а другие, например, видят успех в строительстве сильных команд.

Например, MIT прямо заявляет: "Спросите любого сотрудника приёмной комиссии Массачусетского технологического института, и они вам скажут, что, хотя оценки и баллы важны, на самом деле именно соответствие между кандидатом и Институтом определяет наш процесс отбора".

Если комиссия поймёт, что ваши взгляды совпадают со взглядами университета и программы, шансы на успешное прохождение следующих этапов отбора существенно возрастут.

На данном этапе кандидаты часто совершают две ошибки:

  • Относятся к обучению в зарубежном университете как к конечной цели, а не как к инструменту для достижения профессиональных и личных амбиций.
  • Обосновывают своё желание учиться на программе стандартными и неоригинальными аргументами, такими как высокая позиция программы в рейтингах или её расположение в крупном городе. Для приёмной комиссии важно, чтобы вы тщательно изучили программу и имели ясное представление о том, что конкретно вас в ней привлекает: от отдельных преподавателей или курсов до участия в определённых событиях на кампусе.

Как построить личный бренд для поступления в университет?

Начните с самоанализа. Определите свои сильные стороны, пристрастия, ценности и то, что отличает вас от других. Спросите себя, какие темы или истории повторялись в вашей жизни. Этот внутренний взгляд станет основой вашего личного бренда.

Разработайте краткий бренд-стейтмент, который будет включать в себя ответы на вопросы: кто вы, что для вас важно и куда вы идёте. Это утверждение должно отражать ваши личные и академические стремления и в идеале станет той фразой, которой вас будут описывать друг другу сотрудники приёмной комиссии, а также ядром для каждого нового бренда.

Да, брендов у вас будет не один, а много — столько, сколько академических программ вы добавите себе в корзину. Выберите самую сложную и конкурентную, доведите бренд до финиша для неё, а для остальных просто адаптируйте. Изучите эту программу вдоль и поперёк: какие формальные и неформальные требования выдвигает приёмная комиссия:

  • Академический бэкграунд: образование (университет, спектр специальностей, уровень оценок), лабораторный и исследовательский опыт, владение языками и компьютерным ПО, публикации и участие в конференциях
  • Баллы по стандартизированным тестам: SAT, ACT, GMAT, GRE и другие
  • Профессиональный опыт: его принципиальное наличие или отсутствие, отрасли, имена работодателей, продолжительность, уровень ответственности, профессиональные сертификации и членство в ассоциациях
  • Социальный опыт: волонтёрство, международный опыт (учёба по обмену, стажировки, выступления за международных конференциях и так далее)
  • Гибкие навыки: умение работать в команде, умение брать ответственность на себя и делегировать другим, самодисциплина, отзывчивость к конструктивной критике, коммуникативные навыки и другие
  • Система ценностей поступающего
  • Мотивация — big idea абитуриента, то есть то, во имя чего свершались все предыдущие достижения и будут свершаться новые

Все эти ожидания так или иначе приёмная комиссия опишет у себя на сайте. Задача сильного кандидата — уметь увидеть эти ожидания и подготовить свой "ответ" на каждое из них. Если ответы никак не находятся, нужно посвятить определённое время наработке нужных достижений. Ну, или снизить планку притязаний.

Затем следует аккуратно распределить все элементы бренда по составляющим заявки: резюме, мотивационному письму, рекомендациям и интервью. Необходимо сделать так, чтобы все документы гармонировали друг с другом, но при этом не перечисляли один и тот же набор фактов.

Как подтвердить свой личный бренд в заявке?

Во-первых, очень важно уверенно описать свои заслуги, не умалить их и при этом не скатиться в самолюбование. Расскажите не только о своих достижениях, но и о том, чему вы научились на пути к ним и какой вклад в общее дело внесли по дороге к цели.

  • Подкрепляйте слова фактами. Не "у меня хорошие коммуникативные навыки", а "я постоянно встречался с членами исследовательской группы и каждую неделю официально презентовал ход своей научной работы". Чтобы убеждать, используйте побольше глаголов активного действия. Считайте всё, что можно посчитать, и добавляйте выразительные детали: "руковожу командой пяти человек на трёх континентах" лучше, чем "руковожу командой".

  • Остерегайтесь неконкретики. Избегайте слов вроде "думается", "кажется», "может быть": на каждого сомневающегося поступающего найдётся один уверенный — и выбор будет очевиден.

  • Не впадайте в высокомерие. Оно убьёт вашу заявку. Куча учебных программ построена на командной работе, и комиссии высматривают кандидатов, которые могут в сотрудничество. Даже если вы не можете, надо изящно сделать вид, что вы командный игрок 100 lvl. Как не скатиться в высокомерие? Не выезжайте за счёт других: не приуменьшайте вклад коллег и не пытайтесь выглядеть хорошо на их фоне: "я уволился оттуда, потому что был явно умнее товарищей" (пример утрированный, конечно, но всё же: не надо так).

  • Не пытайтесь показаться тем единственным и неповторимым, без которого универ загнётся, а профессоры впадут в депрессию. Мы уверены, что вы прекрасны, но таких, как вы, в университет поступает, увы, много. Используйте это в свою пользу! Ищите от противного. Не "в моем унылом вузе были одни ботаны и косящие призывники", а "поступая к вам, я рассчитываю попасть в сплочённое сообщество мотивированных студентов и поспособствовать его процветанию".

  • Не хвастайтесь. Для демонстрации высоких баллов по вступительным тестам в вашей заявке наверняка есть другое место. И избегайте оценочных слов и превосходной степени в разговоре о себе: "непревзойденный", "исключительный" и "потрясающий" — пусть о вас так рекомендатели лучше пишут.

Во-вторых, не забывайте, что вам надо показать себя профессионалом во всех смыслах, в том числе в письменной коммуникации.

  • Помните, для кого вы пишете, и общайтесь с профессионалами на их языке. Обращайтесь к ним уважительно, излишне не формальничайте, но и не будьте слишком развязны.

  • Следите за грамматикой в письме и придерживайтесь правил его содержания и оформления, у каждого университета они могут быть своими, проверьте.

  • Покажите свою осознанность. Сравните: "Я хочу выучить монгольский, чтобы развивать торгово-экономические связи в приграничных с Монголией регионах" vs "Хочу выучить монгольский, потому что он прикольный".

  • Покажите, что вы командный игрок: когда речь идет о проектах, почаще используйте местоимение "мы". И расскажите, как совместная работа сделала лично вас лучше.

  • И не забывайте придерживаться стратегии общения не только в мотивационном письме, но и при любом взаимодействии с вузом — ведь так складывается общее впечатление о вас.

Всё это покажет вашу экспертность не только в сфере ваших научных интересов, но и в области коммуникации с себе подобными.

Наконец, позитив: даже если вы по жизни грустный интроверт, придется изображать безграничное веселье и веру в мир. Так устроено наше общество, что поделать. Но как звучать позитивно?

  • Перекроите отрицательные мысли/предложения в утвердительные: негативный опыт описывайте как трамплин к новым возможностям, а не как досадное недоразумение.

  • Не используйте много уточнений: наречий, частиц, вводных слов. Их избыток может сделать речь неестественной и вторичной по отношению к вашим истинным эмоциям. Сравните: "мне понравилось" и "мне на самом деле понравилось". Во втором случае звучит так, будто в это "понравилось" кто-то не поверил — то ли вы сами, то ли ваш слушатель. Не порождайте сомнения на пустом месте.

  • Не спихивайте ответственность за свои провалы на место учёбы/работы: низкий GPA лучше честно объяснить тем, что вы плохо постарались/ходили в декрет/работали сутками напролёт. Конечно, провалы нужно аргументировать и компенсировать достижениями.

Услуги по созданию личного бренда

Создание личного бренда
50 000 Р
Если вы не понимаете, что такое личный бренд в принципе и как нащупать его у себя лично, какие активности пойдут на пользу, а какие не стоят потраченного времени, то услуга Создание личного бренда — это то, что вам нужно! Наши специалисты помогут вам понять, какие именно качества ждут приёмные комиссии выбранных вами университетов и что вам нужно сделать, чтобы им соответствовать.

Как это работает?
  1. Вы оплачиваете заказ.
  2. Мы запрашиваем у вас всю необходимую информацию о себе (резюме, скан диплома с приложением, ссылки на выбранные программы) и назначаем дату консультации.
  3. На консультации мы рассказываем, какой список формальных и неформальных ожиданий выставляет каждый университет, и обсуждаем, где вы соответствуете их критериям, а где есть пробелы.
  4. Затем мы готовим список активностей, которые могут помочь вам закрыть эти пробелы наиболее подходящим образом, в зависимости от программы и вашего профиля это могут быть дополнительные онлайн- и оффлайн-курсы, летние школы, программы развития и стажировки, конференции, программы волонтёрства, академические и неакадемические конкурсы, исследовательские проекты, варианты публикаций.
  5. После этого мы ещё раз проводим большую консультацию, на которой обсуждаем все варианты вашего развития и вырабатываем финальную стратегию.
ЗАКАЗАТЬ
Если вы хотите подготовить также документы для поступления, то советуем рассмотреть услугу Сопровождение.